JetAircraft.ru

Реактивные самолеты мира

ИЮЛЬ 1949 г.


Проекции D.H. 106Проекции D.H. 106Немногие самолеты заинтересовывали более широкий круг инженеров и эксплуатационников, чем первый в мире пассажирский самолет D.H.106 «Комета» с турбореактивными двигателями. Неудача, постигшая первый серийный образец самолета и приведшая к снятию его с эксплуатации, была только временной задержкой в развитии этого исторического самолета, которая не смогла бросить тень на смелость и оригинальность конструкции, а также на выдающиеся качества самолета, обнаружившиеся при его эксплуатации.

Начало разработки самолета D.H.106 следует отнести к 1943 г., когда авиационная фирма «Де Хэвилленд» и комитет Брабазона предвосхитили послевоенную необходимость в прогрессивных пассажирских самолетах с новыми газотурбинными двигателями. Основные формы D.H.106 были окончательно определены в августе 1946 г. В январе 1947 г. фирма получила заказ на производство 16 самолетов, а в декабре того же года было принято решение присвоить самолету D.H.106 наименование «Комета». Строительство первого опытного образца самолета было закончено в апреле 1949 г., а 27 июля 1949 г. он совершил первый полет.

«Комета» 1A«Комета» 1AУдивительная простота внешних форм самолета «Комета» свидетельствует о передовых идеях, заложенных в его конструкции. Четыре турбореактивных двигателя установлены максимально близко к оси фюзеляжа в целях обеспечения возможности полета самолета на любых двух двигателях без значительной компенсации руля направления с помощью триммеров, что дает возможность уменьшить расход топлива на малых высотах, где экономичность турбореактивных двигателей особенно низка.

Первый серийный образец «Комета» 1 имел четыре турбореактивных двигателя Де Хэвилленд «Гоуст» 50 Mk.1 с тягой 2300 кг каждый. Первый серийный самолет типа «Комета» 1 совершил полет 1 января 1950 г. Самолет «Комета» 1 имел крыло с умеренной стреловидностью (20° по линии 1/4 хорд) и площадью 187 м2, обеспечивавшей сравнительно небольшую удельную нагрузку на крыло при взлетном весе около 48 500 кг. Кабина самолета была рассчитана на 36 — 40 пассажиров. Крейсерская скорость самолета «Комета» 1 составляла 785 км/час на высотах 10 700— 12 800 м. Самолет эксплуатировался на международных авиалиниях с дальностью маршрута до 2080 км. Максимальная дальность полета «Кометы» 1 в спокойной атмосфере с полным запасом топлива и нагрузкой 5440 кг составляла 5650 км. Самолет имел следующие размеры: размах крыла 35 м, длина 28,3 м, высота 8,6 м. 2 мая 1952 г. компания ВОАС приступила к регулярной эксплуатации самолетов «Комета», которые в течение первого года перевезли 27 700 пассажиров и налетали в общей сложности 168 000 000 коммерческих (платных) пассажиро-километров.

«Комета» 2«Комета» 2Самолет «Комета»1А отличался от самолета «Комета» 1 силовой установкой, состоящей из четырех турбореактивных двигателей типа «Гоуст» 50 Мк. 2 с тягой 2330 кг каждый при впрыске водо-метаноловой смеси. Запас топлива самолета «Комета» 1А был увеличен с 27 275 до 31 820 л, что позволило увеличить дальность беспосадочного полета примерно на 20%, взлетный вес был увеличен до 52 160 кг, число пассажирских мест было доведено до 44. Всего было построено 23 самолета типов «Комета» 1 и 1А, включая опытный образец.

«Комета» 1 и «Комета» 1А были заменены в производстве моделью «Комета» 2, которая являлась их дальнейшим развитием на базе преимуществ более высокой тяги и меньшего удельного расхода топлива турбореактивного двигателя Роллс-Ройс «Эвон». Первый опытный образец самолета «Комета» 2, созданный на базе планера серийного самолета «Комета» 1, на котором были установлены четыре турбореактивных двигателя «Эвон» 502 с тягой 2950 кг каждый, был быстро построен и под обозначением «Комета» 2Х совершил первый полет 16 февраля 1952 г. Серийный само лет «Комета» 2 отличался от своего прототипа силовой установкой из четырех турбореактивных двигателей «Эвон» 503 с тягой 3180 кг каждый, увеличенной на 0,914 м длиной фюзеляжа и измененным профилем крыла. Изменением профиля крыла преследовалось улучшение взлетных, а также летных характеристик на малых скоростях и уменьшение посадочной скорости самолета. Первый серийный самолет «Комета» 2, совершивший полет 27 августа 1953 г., имеет 44 пассажирских места и предназначен для использования на авиационных линиях с протяженностью участков беспосадочного полета 2800—3500 км. Полезная нагрузка самолета составляла 5900 кг, вес пустого самолета — 24 500 кг, взлетный вес—54 400 кг; нормальная крейсерская скорость равна 770 км/час на высоте 12 200 м.

«Комета» 3«Комета» 3Дальнейшим развитием самолета «Комета» является модель «Комета» 3, совершившая первый полет 19 июля 1954 г. По сравнению с самолетом «Комета» 2 длина фюзеляжа «Комета» 3 увеличена на 4,7 м. Площадь крыла увеличена до 195,5 м2, тогда как форма крыла в основном не претерпела изменений; была также несколько увеличена площадь взлетно-посадочных щитков. Отличительной особенностью крыла самолета «Комета» 3 является наличие двух дополнительных топливных баков на передней кромке крыла, которые увеличивают общий запас топлива самолета с 31 370 л («Комета» 2) до 36 600 л. На опытном образце были установлены четыре турбореактивных двигателя «Эвон» R.A. 16 с тягой 4100 кг каждый, однако на серийных самолетах «Комета» 3 устанавливались двигатели типа «Эвон» 521 с тягой 4540 кг каждый. «Комета» 3 имеет от 52 до 76 пассажирских мест. Практическая дальность беспосадочного полета самолета с нагрузкой около 7900 кг составляет 4320 км, его крейсерская скорость равна 800 км/час на высоте 12 800 м, а взлетный вес — 68 000 кг.

Реклама