Реактивные самолеты мира

БЕЛЛ X-1 (Bell X-1)

ДЕКАБРЬ 1946 г.


Проекции Белл X-1Проекции Белл X-1Самолет Белл X-1 предназначен для исследования проблем полета на сверхзвуковых скоростях. Первый полет на самолете X-1 с работающим двигателем был совершен 9 декабря 1946 г.; самолет был запущен со специально оборудованного бомбардировщика B-29. Силовая установка самолета состоит из одного четырехкамерного жидкостно-реактивного двигателя Риэкшен моторc XLR-11-RM-5, каждая из камер которого развивает тягу 680 кг. Камеры двигателя могут работать одновременно или раздельно. X-1 являлся первым пилотируемым самолетом, на котором была превышена скорость звука. 15 октября 1947 г. на нем была достигнута скорость, соответствующая 1,46 Ма (1550 км/час) на высоте 21 800 м.

Вследствие задержки в разработке турбонасосной системы подачи топлива на самолете X-1 использовалась газобаллонная система подачи топлива, работающая на сжатом азоте. Продолжительность работы двигателя на режиме максимальной тяги, равная 2,5 мин., была недостаточной для достижения проектной скорости полета 2720 км/час на высоте 24 400 м. X-1 имел запас топлива 2300 кг и стартовый вес 6100 кг. Размеры самолета: длина 9,45 м, высота 3,26 м, размах крыла 8,55 м. Всего было построено три самолета X-1.

Белл X-1Белл X-1Второй образец самолета X-1A отличался от X-1 наличием выступающего за контуры фюзеляжа фонаря кабины вместо верхнего остекления кабины. Фюзеляж самолета был удлинен на 1,4 м с целью размещения в нем дополнительных баков для топлива, запас которого был увеличен на 2680 кг. Вместо газобаллонной системы подачи топлива была установлена турбонасосная. Продолжительность работы двигателя на режиме максимальной тяги возросла до 4,2 мин. Взлетный вес самолета был увеличен до 8200 кг, а вес самолета без топлива — до 3180 кг. Посадочная скорость с выпущенными закрылками и шасси составляла 240 км/час. 16 декабря 1953 г. на X-1А была достигнута скорость полета, соответствующая 2,5 Ма (2640 км/час) на высоте 21 300 м и установлен новый рекорд высоты, равный 27 400 м.

Следующий образец — X-1В — предназначен для исследования проблем аэродинамического нагрева. Был заказан также самолет X-1С, однако он не был построен. Самолет X-1D был разрушен 23 августа 1951 г. перед началом его испытаний.