Реактивные самолеты мира

ВИККЕРС «ВАЙКАУНТ» (Vickers Viscount)

ИЮЛЬ 1948 г.


Проекции Виккерс «Вайкаунт»Проекции Виккерс «Вайкаунт»Самолет «Вайкаунт» 630, совершивший первый полет 16 июля 1948 г., является первым в мире гражданским самолетом с турбовинтовыми двигателями. Разработка конструкции началась в 1945 г. в соответствии с требованиями для пассажирского самолета со средней дальностью полета. Первоначально самолет был известен под наименованием «Вайсрой» 609. В 1946 г. был сделан заказ на два опытных образца самолета. В начале разработки конструкции самолета предполагалось, что турбовинтовые двигатели «Дарт», намечавшиеся для установки на самолете, будут иметь мощность 800 л. с. В связи с этим самолет рассчитывался на 24 пассажира. Однако, когда стало очевидно, что двигатель сможет развивать по меньшей мере 1000 л. с., конструкция самолета была пересмотрена с целью увеличения числа пассажиров до 32. Первый опытный образец, рассчитанный на 32 пассажирских места и силовую установку, состоящую из четырех турбовинтовых двигателей Роллс-Ройс «Дарт» 502 мощностью 1125 л. с. каждый (1000 л. с. плюс 135 кг тяги), получил наименование «Вайкаунт» 630.

К концу 1947 г. стало очевидно, что полезная нагрузка самолета «Вайкаунт» 630 не отвечает условиям, существующим на европейских воздушных линиях, и, поскольку мощность двигателя «Дарт» могла быть значительно увеличена, был разработан новый вариант самолета с большей полезной нагрузкой. Длина фюзеляжа самолета была увеличена на 2 м, размах крыла— на 1,5 м, взлетный вес самолета был увеличен с 20 400 до 21 800 кг. Самолет был рассчитан на 40 или 53 пассажирских места. Тем временем второй опытный образец самолета, получивший наименование «Вайкаунт» 663, был переоборудован в военно-транспортный самолет, и на нем были установлены два турбореактивных двигателя Роллс-Ройс «Тэй» Р.Та.1 с тягой по 2835 кг каждый. Самолет «Вайкаунт» 663 совершил первый полет 15 марта 1950 г. Третий опытный образец самолета, получивший обозначение «Вайкаунт» 700, совершил первый полет 28 августа 1950 г. На этом самолете были установлены четыре турбовинтовых двигателя «Дарт» 504 (R.Da.3) мощностью 1540 л. с. (1400 л. с. на валу и 165 кг тяги) каждый. Авиакомпания «Бритиш юропиен эруэйз» заказала 20 таких самолетов.

Виккерс «Вайкаунт» 630Виккерс «Вайкаунт» 630С этого времени ряд авиационных компаний мира заключил контракты на производство таких самолетов различных серий. Самолеты «Вайкаунт» 701 были заказаны для компаний ВЕА, «Вайкаунт» 702 — для «Бритиш Вест Индиан эруэйз», «Вайкаунт» 707 — для «Эр Лингус», «Вайкаунт» 708 — для «Эр Франс», «Вайкаунт» 720 — для «Транс-Австралия эрлайчз», «Вайкаунт» 724 и 757 (серия 700 D) — для «Транс-Канада эрлайнз», «Вайкаунт» 723 и 730 (серия 700D) — для индийских ВВС, «Вайкаунт» 735 — для «Ирак эруэйз», «Вайкаунт» 732 и 759, для «Хантинг-Клэн эр транспорт», «Вайкаунт» 736 — для «Фред Ослен эр транспорт», «Вайкаунт» 737 — для канадского министерства транспорта, «Вайкаунт» 739 — для «Мисрэр», «Вайкаунт» 742 — для «Браазенс SAFE», «Вайкаунт» 744 и 745 (серия 700D) — для «Кэпитал эрлайнз», «Вайкаунт» 747 — для «Батлер эр транспорт», «Вайкаунт» 748 — для «Сентрал Африкен эруэйз», «Вайкаунт» 749 (серия 700D) — для компании «Линеа аэропосталь Венезолана» и «Вайкаунт» 755 — для «Гонконг эруэйз». Все эти модели самолетов в основном одинаковы, отличаются они (кроме 700D) главным образом количеством пассажирских мест и оборудованием в соответствии с требованием заказчиков.

Виккерс «Вайкаунт» 701Виккерс «Вайкаунт» 701Самолеты «Вайкаунт» 700 всех серий имеют обычно от 40 до 80 пассажирских мест и максимальную коммерческую нагрузку 5760 кг. Вес пустого самолета и взлетный вес составляют соответственно 15 600 кг и 26 500 кг. Запас топлива, равный 7850 л, обеспечивает максиальную дальность полета при отсутствии ветра 2250 км с максимальной коммерческой нагрузкой и с коммерческой нагрузкой 4260 кг – 3050 км. Средняя крейсерская скорость самолета равняется 510 км/ч. Основные параметры самолета: длина 24,7 м, высота 8,05 м, размах крыла 28,6 м, площадь крыла 89,5 м2.

Дальнейшим развитием самолета является «Вайкаунт» 700D, который имеет такое количество пассажирских мест, как и ранние самолеты 700-х серий, то обладает лучшими летными характеристиками. Самолет «Вайкаунт» 700D имеет силовую установку, состоящую из четырех турбовинтовых двигателей «Дарт» 510 (R.Da.6) мощностью 1690 л.с. (1550 л. с. на валу плюс 165 кг тага) каждый. Максимальный взлетный вес 28 100 кг, запас топлива 8850 л и максимальную дальность полета при отсутствии ветра 2320 км. При двух дополнительных баках под крылом емкостью 660 л каждый максимальная дальность полета самолета с коммерческой нагрузкой и при отсутствия ветра возрастает до 2660 км.

В начале 1953 г. компания «Бритиш юропен эруэйз» заказала 12 самолетов «Вайкаунт» 801, предназначенных для эксплуатации на коротких авиационных линиях. Длина фюзеляза этого мамолета увеличина на 3,75 м, и он должен был иметь от 66 до 82 пассажирских мест, однако в дальнейшем требования были изменены, а длина носовой част фюзеляжа самолета «Вайкаунт» 801 по сравнению с самолетами «Вайкаунт» 700-х серий была увеличена только 1,16 м. Самолету присвоено наименование «Вайкаунт» 802. Максимальное число пассажирских в нем доведено до 70 (в туристском варианте). Как в «Вайкаунтэ 700D, силовая установка самолета «Вайкаунт» 802 состоит из четырех турбовинтовых двигателей «Дарт» 510, вес пустого самолета и взлетный вес составляет соответственно 17 600 и 28 100 кг.