JetAircraft.ru

Реактивные самолеты мира

СЕНТЯБРЬ 1948 г.


Проекции SAAB-29Проекции SAAB-29Разработка одноместного истребителя SAAB-29 была начата в октябре 1945 г. Первоначально проект самолета рассчитывался на применение турбореактивного двигателя Де Хэвилленд «Гоблин» с тягой 1400 кг. Согласно проекту (проект 1001), истребитель имел фюзеляж с круглым поперечным сечением, в котором размещались турбореактивный двигатель, основные топливные баки и шасси. Крыло было прямым, а хвостовое оперение находилось над реактивным соплом двигателя на тонкой хвостовой части фюзеляжа. Однако к концу года в Швеции стали известны характеристики нового турбореактивного двигателя Де Хэвилленд «Гоуст», развивавшего тягу 2270 кг, и одновременно были получены результаты проводившихся в Германии в период войны исследований в области применения стреловидных крыльев. В связи с этим было решено изменить проект самолета, установив на нем крыло со стреловидностью 25° и турбореактивный двигатель «Гоуст».

Первый из трех опытных образцов истребителя SAAB-29 совершил полет 1 сентября 1948 г. На самолете был установлен турбореактивный двигатель «Гоуст» 45 с тягой 2000 кг английского производства. Первый серийный образец истребителя совершил полет в июле 1950 г., а первый истребитель был поставлен ВВС Швеции в мае 1951 г. На нем был установлен построенный шведской фирмой SFA турбореактивный двигатель Де Хэвилленд «Гоуст» 50 с тягой 2270 кг. SAAB-29 явился первым серийным истребителем со стреловидным крылом европейской конструкции. Истребитель имел высокорасположенное тонкое крыло двухлонжеронной конструкции с клепанной впотай работающей обшивкой. На передней кромке крыла установлены автоматические предкрылки, закрывающиеся при убирании взлетно-посадочных закрылков. Площадь крыла, равная 24 м2, обеспечивает удельную нагрузку на крыло (при нормальном взлетном весе) 252 кг/м2. Первые серийные истребители имели воздушные тормозные щитки, расположенные за основным лонжероном крыла. Однако было установлено, что отклонение щитков вызывает вибрацию элеронов. В связи с этим тормозные щитки стали устанавливать на фюзеляже. Расположение и конфигурация щитков несколько необычны. Щитки имеют треугольную форму и расположены впереди отсеков для убирания шасси. Элероны первых самолетов занимали всю заднюю кромку крыла и при взлете и посадке использовались в качестве взлетно-посадочных закрылков. Позднее на самолетах стали устанавливаться обычные элероны и взлетно-посадочные закрылки. Управление элеронами осуществляется с помощью гидравлической бустерной системы фирмы SAAB.

Одноместный истребитель SAAB-29AОдноместный истребитель SAAB-29AДиаметр двигателя «Гоуст» потребовал применения фюзеляжа значительного поперечного сечения. Размещение летчика верхом на подводящем воздухопроводе двигателя вызвало необходимость значительного увеличения высоты фюзеляжа. С целью обеспечить необходимую жесткость и в то же время удобство доступа к агрегатам на самолете была применена смешанная конструкция фюзеляжа (ферма с работающей обшивкой). Основой силовой схемы фюзеляжа является труба воздухопровода, усиленная стрингерами z-образного сечения, перегородками и шпангоутами. К этой трубе крепится крыло, внутреннее оборудование фюзеляжа, а также шасси. Фюзеляж самолета состоит из трех частей. Передняя часть, расположенная впереди кабины летчика, снабжена броневой плитой, центральная часть, вмещающая кабину летчика и турбореактивный двигатель, соединяется с задней частью при помощи четырех тавровых лонжеронов немного впереди крепления мачты антенны. Высокорасположенный стабилизатор имеет электрическое управление и может быть отклонен в полете в диапазоне углов от + 1 до - 6°. Все агрегаты шасси и топливные баки расположены в фюзеляже, который укорочен под хвостовым оперением с целью уменьшения длины выхлопной трубы двигателя.

Вооружение самолета состоит из четырех 20-мм пушек «Свидиш-Испано». Запас топлива может быть увеличен за счет подвески двух сбрасываемых баков емкостью 400 л каждый, что увеличивает дальность полета самолета до 2680 км. С подвешенными баками максимальная скорость полета самолета ограничивается 795 км/час, тогда как без них самолет может развивать на высоте 1500 м скорость 1050 км/час. Скороподъемность у земли составляет около 38 м/сек, практический потолок — 13 700 м. Взлетная дистанция до высоты 15 м составляет 900 м, посадочная дистанция с высоты 15 м с выпущенными закрылками (при весе около 4600 кг) также составляет 900 м. Размеры самолета: размах крыла 11 м, длина 10,1 м, высота 3,7 м. Вес пустого самолета 4300 кг, нормальный взлетный вес 6050 кг.

Истребитель J-29FИстребитель J-29FПосле снятия с производства первого серийного образца был начат выпуск истребителя J-29В, имеющего больший запас топлива. В варианте штурмовика самолет выпускался под обозначением A-29 и вооружался либо 16 реактивными снарядами «Бофорс» калибра 145 мм, подвешиваемыми под крылом, или другим оружием.

Самолет S-29C, опытный образец которого совершил первый полет 3 июня 1953 г., является фоторазведывательным вариантом с измененной передней частью фюзеляжа, в которой устанавливается до шести авиационных фотоаппаратов. Наиболее поздним вариантом самолета SAAB-29, как сообщалось; явился истребитель J-29F, двигатель которого снабжен системой дожигания, позволяющей повысить тягу двигателя до 2950 кг, а также увеличить скороподъемность. На истребителе J-29F установлено модифицированное крыло, позволяющее увеличить критическое число Маха самолета до 0,86. Следует также отметить, что в режиме пикирования истребителем J-29 достигались скорости порядка 0,9 Ма. Истребитель J-29F начал поступать в истребительные части ВВС Швеции в конце 1954 г. В мае 1954 г. на истребителе SAAB-29 установлен новый рекорд скорости полета по замкнутому 500-километровому кругу, равный 970 км/час.

Реклама