Реактивные самолеты мира

Япония

Японские конструкторы стали интересоваться реактивнымы двигателями примерно с 1930 г., но они также не находили официальной поддержки до 1940 г. и даже позднее. В 1941 г. научно-исследовательским технологическим институтом морской авиации был создан в Иокосука отдел авиационных двигателей, которым была построена силовая установка типа Кампини, получившая обозначение Tsu-11, в которой поршневой двигатель Хацукадзэ 11 с рядным расположением цилиндров приводил во вращение компрессор. Силовая установка Tsu-11, развивавшая тягу 200 кг, устанавливалась на пилотируемом самолете-снаряде Ока модель 22, а также использовалась в качестве ускорителя.

Менее удачной была также субсидируемая ВМС силовая установка Tr-10, имевшая сначала центробежный, а затем, после переконструирования, осевой компрессор.

Кавасаки тип 99 (Ki-48) с турбореактивным двигателем Ne-00 под фюзеляжемКавасаки тип 99 (Ki-48) с турбореактивным двигателем Ne-00 под фюзеляжемЕдинственным направлением развития, обещавшим дать реальные результаты, являлось создание турбореактивных двигателей, предпринятое ВМС и рядом моторостроительных фирм. Первым из них являлся двигатель Ne-00, летные испытания которого были проведены осенью 1943 г. на бомбардировщике Кавасаки тип 99 (Ki-48). Ни этот двигатель, ни более поздний Ne-10 не пошли в производство. Через год был построен турбореактивный двигатель Ne-12 с осевым компрессором, развивавший тягу 320 кг. Однако вследствие конструктивных недоделок этот двигатель также не был запущен в серийное производство.

В середине 1944 г. было начато проектирование нового двигателя Ne-20 на основе фотографий двигателя BMW 003, полученных из Германии. Двигатель Ne-20, подобно двигателю Ne-12, имел восьмиступенчатый осевой компрессор. Размеры двигателя по сравнению с размерами двигателя BMW 003 были уменьшены, и его статическая тяга составляла 475 кг. Двигатель был впервые запущен на стенде в марте 1945 г. Он был установлен на самолете J8N1 «Кикка», совершившем первый полет 7 августа 1945 г.

Спроектированные двигатели Ne-130 с тягой 910 кг и Ne-230 с тягой 885 кг, предназначавшиеся для самолетов Ki 201 «Кариа», не были построены.

Самолет J8N1 «Кикка» с двумя турбореактивными двигателями Ne-20 перед первым полетомСамолет J8N1 «Кикка» с двумя турбореактивными двигателями Ne-20 перед первым полетомВ 1944 г. Япония получила от Германии право на производство жидкостно-реактивного двигателя Вальтер 109-509, который был пушен в производство и получил обозначение Kr-10 или Toky Мк 2. Двигатель устанавливался на пилотируемом самолете-снаряде Ока 11 и истребителе Митцубиси Ki 200 или J8M1.

В послевоенное время в Японии построен турбореактивный двигатель Омия Фудзи JO-1. Двигатель JO-1 построен на базе двигателя Ne-20, его проектная тяга составляет 1000 кг. Были опубликованы сведения, что в стадии разработки находился более мощный турбореактивный двигатель Ji-1 с проектной тягой 3000 кг.