Реактивные самолеты мира

БОУЛТОН ПОЛ «БЭЛЛИОЛ» (Boulton-Paul Balliol)

МАРТ 1948 г.


Проекции Боултон Пол P.108 «Бэллиол»Проекции Боултон Пол P.108 «Бэллиол»Самолет «Бэллиол» был первым в мире учебно-тренировочным самолетом с турбовинтовым двигателем; первый полет совершен 24 марта 1948 г. На самолете был установлен двигатель Армстронг-Сиддли «Мамба» A.S.Ma. 1 мощностью 1135 л. с. Разработанный в соответствии с тактико-техническими требованиями для трехместного учебно-тренировочного самолета переходного типа с турбовинтовым двигателем самолет «Бэллиол» совершил первый полет 30 мая 1947 г. как модель P.108 с поршневым двигателем Бристоль «Меркурий» 25, так как турбовинтовой двигатель «Мамба» еще не был готов к установкена самолете. На самолете P.108 был получен значительный опыт эксплуатации машин. В 1952 г. поршневой двигатель был заменен турбовинтовым двигателем «Мамба». Второй образец самолета «Бэллиол» T.1 совершил первый полет 17 мая 1948 г. Изменение тактико-технических требований ВВС Великобритании для учебно-тренировочных самолетов привело к прекращению производства самолета «Бэллиол» Т.1 с двигателем «Мамба». Конструкция самолета была приспособлена для установки поршневого двигателя Роллс-Ройс «Мерлин» 35 мощностью 1280 л. с., что отвечало новым тактико-техническим требованиям. Максимальная скорость самолета «Бэллиол» Т.1 на высоте 6000 м — 490 км/час, крейсерская — 435 км/час, взлетный вес — 3560 кг; пустой самолет весил 2600 кг. Практический потолок был равен 11 200 м продолжительность полета на крейсерской скорости на высоте 3000 м составляла 2 часа 30 мин. Размеры самолета: размах крыла 12 м, длина 11,1 м, высота 3,2 м, площадь крыла 23 м2.

Первый опытный образец самолета P.108 «Бэллиол», первоначально имевшего поршневой двигатель, вместо которого позднее был установлен турбовинтовой двигатель «Мамба»Первый опытный образец самолета P.108 «Бэллиол», первоначально имевшего поршневой двигатель, вместо которого позднее был установлен турбовинтовой двигатель «Мамба»Самолет «Бэллиол» Т.1 имел двойное управление, сиденья инструктора и ученика были расположены рядом. Третье сиденье, расположенное в задней части кабины, предназначалось для наблюдателя. Самолет имел цельно-металлическую конструкцию. Дополнительная реактивная тяга турбовинтового двигателя «Мамба» была равна 145 кг. Выхлоп газов двигателя происходил через сопло снизу в правом борту фюзеляжа, к которому они подводились по трубопроводу под полом кабины.