Реактивные самолеты мира

Канада

Исследования в области газотурбинных двигателей в Канаде были начаты в августе 1944 г., когда правительством была создана фирма «Турбо-рисэрч». В 1946г. эта фирма вошла в фирму «Авро Канада», став ее филиалом по производству двигателей. Фирмой была начата постройка экспериментального двигателя «Чинук» с девятиступенчатым осевым компрессором и одноступенчатой турбиной; проектная тяга двигателя 1320 кг. Первое испытание двигателя на стенде было проведено 17 марта 1948 г., в результате которого было получено много ценных данных. В течение двадцати месяцев двигатель «Чинук» наработал более 1000 час., и его тяга была увеличена с 1180 кг до 1360 кг и более.

В 1946 г. фирма «Авро Канада» по заказу В ВС Канады начала проектирование двигателя «Оренда», явившегося первым канадским серийным турбореактивным двигателем. Двигатель «Оренда» имеет однокаскадный десятиступенчатый осевой компрессор и одноступенчатую турбину. Стендовые испытания двигателя были начаты в начале 1949 г., и к концу года двигатель прошел типовые 150-часовые испытания по программе ВВС Канады, министерства снабжения и ВВС США, предварительные 50-часовые испытания по программе ВВС Канады и США, а также ряд других специальных испытаний. Первый полет с двигателем «Оренда» был совершен на самолете «Ланкастер» в июле 1950 г., а первый полет самолета «Сэйбр» Мк.З с двигателем «Оренда» состоялся в октябре 1950 г.

Первый серийный образец двигателя «Оренда» 2 прошел типовые испытания в феврале 1952 г. Он устанавливался на истребителях Авро Канада CF-100 МК. 2. Двигатель имел тягу 2720 кг. Вскоре за этим появились двигатели «Оренда» 8, 9 и 10 с тягой 2950 кг, устанавливаемые соответственно на истребителях CF-100 Mk. 3, CF-100Mk. 4 и выпускаемом в Канаде истребителе «Сэйбр» Мk. 5. Последние образцы двигателя «Оренда» 11 и 14 обладают тягой соответственно 3180 и 3300 кг. Первый из них предназначен для установки на новейших вариантах истребителя CF-100 Mk. 4, а второй — на истребителе «Сэйбр» Мк. 6.

Фирма «Авро Канада» работала также над созданием мощного турбореактивного двигателя Р.35, имеющего осевой компрессор и проектную тягу порядка 6800 кг. В случае успеха в разработке этот двигатель, получиk наименование «Ваконда» и устанавливася на серийных образцах нового всепогодного истребителя CF-105.

Канадский филиал фирмы «Роллс-Ройс» производил двигатели «Нин» 10 для учебно-тренировочного самолета T-33A-N «Сильвер Стар» Мк. З фирмы «Канадэр».