Реактивные самолеты мира

ХОУКЕР «СИ ХОУК» (Hawker Sea Hawk)

СЕНТЯБРЬ 1947 г.


Проекции Хоукер «Си Хоук» F.1 Проекции Хоукер «Си Хоук» F.1 Разработка проекта одноместного палубного истребителя-бомбардировщика «Си Хоук» была начата в конце 1944 г., когда был выполнен эскизный проект сухопутного одноместного истребителя-перехватчика P.1040. Этот проект не был одобрен в военно-воздушных силах, однако в декабре 1945 г. он был рассмотрен в ВМС и принят для дальнейшей разработки в качестве палубного истребителя-перехватчика. В феврале 1946 г. было заказано три опытных образца самолета.

Самолет P.1040 особенно подходил для применения на море. Он имел турбореактивный двигатель, расположенный в центральной части фюзеляжа. Воздухозаборники находились в корневых частях крыла, а выхлоп осуществлялся через выхлопные трубы, расположенные по бортам за задней кромкой крыла. Такая компоновка силовой установки позволила освободить большую часть фюзеляжа впереди и сзади двигателя для размещения топливных баков большой емкости, что обеспечивало истребителю радиус действия, сравнимый с радиусом действия поршневых истребителей того времени. Опытный образец самолета с нескладывающимися консолями крыла и без посадочного крюка совершил первый полет 2 сентября 1947 г. Второй опытный образец со складывающимися консолями крыла и посадочным крюком совершил первый полет осенью 1948 г. Первым поступил в серийное производство палубный истребитель «Си Хоук» F.1, на котором устанавливался турбореактивный двигатель Роллс-Ройс «Нин» 101 (R.N.2) с тягой 2270 кг. Первый серийный образец самолета «Си Хоук» F.1 был построен фирмой «Хоукер», а дальнейшее производство самолета было передано фирме «Армстронг-Уитворт».

Хоукер «Си Хоук»Хоукер «Си Хоук»Серийный «Си Хоук» F.1 несколько отличался от опытных образцов самолета. Размах его крыла был увеличен с 10,8 м до 11,9 м. что увеличило площадь крыла с 24,8 до 25,8 м2, была увеличена также площадь горизонтального хвостового оперения; фонарь кабины был переделан. Вторым серийным образцом самолета явился палубный истребитель Си Хоук» F.2, имевший бустерное управление элеронами, и третьим — палубный истребитель — бомбардировщик «Си Хоук» FB.3, имеющий усиленную конструкцию крыла с целью обеспечения возможности подвески под крылом бомб и реактивных снарядов. Самолеты «Си Хоук» F.2 и FB.3 внешне подобны самолету «Си Хоук» F.1.

Самолет «Си Хоук» представляет собой свободнонесущий моноплан красивой формы со среднерасположенным крылом. Общая длина самолета равна 12,1 м и высота — 2,64 м. Передняя и центральная части фюзеляжа имеют цельнометаллическую конструкцию типа полумонокок, усиленную продольной балкой коробчатого сечения и четырьмя лонжеронами. Хвостовая секция фюзеляжа имеет цельнометаллическую чисто монококовую конструкцию, причем основание киля является составной частью конструкции этой секции. Прочность фюзеляжа самолета рассчитана на взлет с помощью катапульты при опущенном хвосте самолета. Точка крепления самолета к тележке катапульты расположена снизу фюзеляжа. Вооружение самолета состоит из четырех 20-мм пушек Бритиш-Испано, расположенных снизу в передней части фюзеляжа. Герметическая кабина летчика расположена в носовой части фюзеляжа и оборудована катапультируемым сиденьем фирмы «Мартин-Бейкер». Расположение кабины вблизи носа фюзеляжа и выступающий высоко над поверхностью фюзеляжа фонарь кабины обеспечивают летчику хороший обзор при посадке на палубу авианосца.

Хоукер P.1040 - наземный предшественнник палубного истребителя «Си Хоук»Хоукер P.1040 – наземный предшественнник палубного истребителя «Си Хоук»Двигатель «Нин» питается воздухом через большие воздухозаборники, расположенные в передних кромках толстых корневых частей крыла; два потока воздуха с малой скоростью поступают в общую камеру, находящуюся перед входом в двигатель. Выхлопная труба двигателя раздваивается и выводит рабочие газы через сопла, расположенные по бокам фюзеляжа позади задних кромок корневых частей крыла, толщина которых вдоль хорды постоянна. Дополнительная подача воздуха к двигателю осуществляется через пружинные лючки в стенках фюзеляжа. Система коротких труб для подачи воздуха и выхлопа, примененная на истребителе, существенно уменьшила потери тяги двигателя по сравнению с обычными длинными воздухопроводами и выхлопными трубами и позволила освободить много места в фюзеляже для размещения топливных баков, что обеспечило самолету «Си Хоук» радиус действия порядка 1100 км. Этот радиус действия может быть увеличен за счет подвески под крылом двух сбрасываемых топливных баков емкостью по 205 или по 410 л. На самолете установлено убирающееся шасси с носовым колесом. Главные колеса шасси убираются в фюзеляж, переднее колесо убирается вперед в носовую часть фюзеляжа.

Среднерасположенное крыло самолета имеет толстую работающую обшивку. Консоли крыла крепятся к центроплану посредством двух шарнирных узлов с автоматическими замками и втулочного соединения в передней кромке крыла. Консоли крыла складываются вверх. Ширина самолета при сложенных консолях равна 4,08 м. На задней кромке крыла находятся элероны с бустерным управлением и гидравлически управляемые двухщелевые посадочные и тормозные закрылки. Под крылом самолета может подвешиваться различное авиационное вооружение. Максимальная скорость самолета «Си Хоук» равна приблизительно

1000 км/час, скороподъемность у земли 41 — 46 м/сек. Летом 1954 г. на самолете «Си Хоук» FB.3 был совершен перелет из Лондона в Амстердам за 23 мин. 39,7 сек. при средней скорости 915 км/час.

Первый опытный образец «Си Хоук» — сухопутный самолет Р.1040 — в 1950 г. был переоборудован для использования в качестве летающей лаборатории для летных испытаний жидкостно-реактивного двигателя Армстронг-Сиддли «Снарлер» A.S.Sn.1. Самолет Р.1040 с двигателем «Снарлер», установленным в хвостовой части фюзеляжа, был обозначен Р.1072. Первый полет на этом самолете был совершен 20 ноября 1950 г. С работающим двигателем «Снарлер», развивающим тягу около 900 кг, скороподъемность самолета Р.1072 на высоте 9000 м увеличивалась на 500%.