Реактивные самолеты мира

РИПАБЛИК F-84F «ТАНДЭРСТРИК» (Republic F-84F Thunderstreak)

ИЮНЬ 1950 г.


Проекции F84-FПроекции F84-FПервоначально предполагалось создать истребитель F-84F путем модификации истребителя F-84E «Тандэрджет» за счет установки стреловидного крыла, стреловидного хвостового оперения и турбореактивного двигателя Аллисон J-35-A-29 с тягой 2630 кг. Самолет был разработан в соответствии с правительственной программой строжайшей экономии с расчетом использования около 60% станков и инструментов, применявшихся при производстве истребителя F-84Е. Первый опытный образец XF-84F со стандартным фюзеляжем истребителя F-84E совершил первый полет 3 июня 1950 г. Этот самолет с силовой установкой, состоящей из одного турбореактивного двигателя Аллисон J-35-A-25 со статической тягой 2360 кг, был построен за 167 дней и отличался от своего предшественника новым крылом и хвостовым оперением, имеющими стреловидность 40° по линии 1/4 длины хорд. Однако в связи с началом войны в Корее были выделены дополнительные средства на его дальнейшее развитие, в частности было принято решение приспособить его конструкцию для установки более мощного турбореактивного двигателя Райт J-65 (строившийся по лицензии фирмы «Армстронг-Сиддли» турбореактивный двигатель «Сапфир»). Двигатель J-65 требует большего расхода воздуха, в связи с чем толщину фюзеляжа пришлось увеличить на 178 мм. Второй опытный образец XF-84F с турбореактивным двигателем Райт YJ-65-W1 (двигатель, большей частью собранный из деталей, импортированных из Великобритании) совершил первый полет 14 февраля 1951 г. Этот образец представлял собой фактически совершенно новый самолет, в котором было применено очень незначительное количество деталей истребителя F-84E «Тандэрджет». Самолет имел овальный фюзеляж с большим поперечным сечением, чем на предшествующем образце, и новое крыло, в конструкции которого применено большое количество штампованных деталей. На самолете был установлен новый фонарь кабины летчика, открывавшийся вверх на параллельных звеньях; перфорированные воздушные тормозные щитки были установлены по бокам фюзеляжа. Обычное горизонтальное хвостовое оперение, состоящее из руля высоты и управляемого в полете стабилизатора, было заменено на 50 серийных самолетах одной плоскостью управления.

Cерийный истребитель F-84F «Тандэрстрик»Cерийный истребитель F-84F «Тандэрстрик»Первый серийный истребитель F-84F «Тандэрстрик». на котором также был установлен турбореактивный двигатель YJ-65-W-1, совершил пробный полет 22 ноября 1952 г. На первых серийных истребителях «Тандэрстрик» устанавливался турбореактивный двигатель J-65-W-1 с тягой 3270 кг, однако на истребителях серии F-84F-5-PE и всех последующих самолетах устанавливался незначительно модифицированный двигатель J-65-W-3.

Истребитель F-84F имеет максимально допустимое число Ма=1,175 и максимальную скорость у земли около 1150 км/час. С внешней нагрузкой истребитель имеет максимально допустимые скорости в пределах от 0,9 до 0,94 Ма. Практический потолок истребителя составляет 14 600 м, скороподъемность у земли — 38 м/сек. Нормальный боевой радиус действия равняется 1360 км, максимальная дальность полета (с запасом топлива 2150 л во внутренних баках, двумя 1700-литровыми и двумя 865-литровыми подвесными баками) превышает 4000 км. Стрелковое вооружение истребителя состоит из шести неподвижных 12,7-мм пулеметов М-3. Без внешней нагрузки истребитель F-84F имеет взлетный вес 8780 кг, который при подвеске двух 865-литровых баков с топливом, двух бомб по 450 кг, восьми реактивных снарядов типа HVAR и стартовых ускорителей возрастает до 11 800 кг. Максимально допустимый вес составляет 12 700 кг. С целью облегчения взлета при большой нагрузке и для замены применяющихся в настоящее время четырех пороховых стартовых ускорителей Рато, создающих суммарную тягу 1815 кг в течение 13 сек., намечено установить под хвостовым оперением истребителя ЖРД с тягой 2270 кг. Истребитель имеет следующие размеры: длина 13,2 м, высота 4,4 м, размах крыла 10,2 м. Второй опытный образец XF-84F был в конце 1951 г. модифицирован: носовой воздухозаборник был заменен двумя воздухозаборниками в корневых частях крыла. Эта схема не была принята для истребителя F-84F, однако она была принята для фоторазведывательного варианта PF-84F «Тандэрфлэш», разработанного одновременно с истребителем-бомбардировщиком. Перемещение воздухозаборников в крыло освободило носовую часть фюзеляжа для размещения там различных комбинаций дистанционно управляемых и автоматических фотоаппаратов для плановой и перспективной съемки. Опытный образец PF-84F «Тандэрфлэш» совершил первый полет в феврале 1952 г., первые серийные самолеты PF-84F поступили в части ВВС США в марте 1954 г. Кроме воздухозаборников, расположенных в корневых частях крыла, разведывательный самолет PF-84F отличается от истребителя F-84F также удлиненной носовой частью фюзеляжа (общая длина фюзеляжа увеличена до 14,4 м) и более высоким вертикальным хвостовым оперением (высота вертикального оперения увеличена до 4,57 м). Летные характеристики разведывательного самолета несколько лучше соответствующих характеристик истребителя, что явилось результатом удлинения фюзеляжа и сокращения вооружения до четырех 12,7-мм пулеметов М-3.

F-84F-5-RE «Тандэрстрик»F-84F-5-RE «Тандэрстрик»Измененный вариант разведывательного самолета PF-84F предполагается применять в качестве бортового разведывательно-истребительного самолета (сокращенно «разист»). Этот самолет предполагается устанавливать в бомбоотсеке разведывательного бомбардировщика Конвэр GRB-36J, который выпускает его в районе цели и принимать обратно на борт после выполнения им своей задачи. Экспериментальный вариант YF-84J «Тандэрстрик» имеет турбореактивный двигатель Дженерал электрик J-73-GE-3 с тягой около 4080 кг. Первый из двух самолетов YF-84J, предназначенных для ВВС США, совершил полет 7 мая 1 1954 г.