Реактивные самолеты мира

Швеция

Шведский инженер Лисхольм запатентовал газотурбинной двигатель собственной конструкции еще в 1933 г. В период с 1932 по 1937 г. фирма «Бофорс» построила и испытала для Лисхольма ряд компрессоров различных типов и размеров. В 1934 г. та же фирма построила маломощный турбореактивный двигатель, который был успешно испытан на стенде, однако в конце 1935 г. от дальнейшей работы над ним отказались.

Лисхольмом было разработано несколько различных проектов турбореактивных и турбовинтовых двигателей, в частности в 1936 г. был спроектирован турбовинтовой двигатель мощностью 1200 л. с. Но прошло несколько лет, прежде чем был построен первый авиационный газотурбинный двигатель в соответствии с этими проектами. Первым, по-видимому, был турбореактивный двигатель Р/15-54, построенный во время войны фирмой «Свенска флюгмотор АВ», главным инженером которой к этому времени стал Лисхольм. Турбореактивный двигатель Р/15-54 имел двухступенчатый центробежный компрессор, четырехступенчатую турбину и кольцевую камеру сгорания с реверсированным током воздуха, его тяга составляла 1820 кг.

Известный интерес представляет проект использования энергии выхлопных газов поршневого мотора для вращения турбины, мощность которой в свою очередь используется либо для привода вспомогательного винта, либо для создания реактивной тяги. Подобная схема дает значительный выигрыш в мощности особенно на больших высотах. Этот проект был предложен в 1936 г., и такая силовая установка, состоящая из поршневого двигателя «Пегас» 24, шестиступенчатой реактивной турбины и воздушного компрессора конструкции Лисхольма, была построена по заказу шведских ВВС. Установка была испы-тана на самолете Р.7 в августе 1942 г. Добавочный вес компрессора и турбины составлял 100 кг, и если бы турбокомпрессорный агрегат использовался как самостоятельный турбореактивный двигатель, то его тяга составила бы 114 кг.

Фирма «Свенска флюгмотор» прекратила разработку турбореактивных двигателей собственной конструкции и в 1946 г. начала производство английского двигателя Де Хэвилленд «Гоблин», устанавливаемого на самолетах SAAB J-21R и «Вампир», состоящих на вооружении шведских ВВС. Фирма производила двигатель Дe Хэвилленд «Гоуст» в двух вариантах: для установки на истребителях SAAB J-29 и «Веном». Фирмой разработана система дожигания для двигателей «Доверн» и «Гоуст». Так же производились двигатели Роллс-Ройс «Эвон» R.A. 7, которые устанавливались на самолетах SAAB А-32 «Лансен», и J-35.

Фирма STAL (Свенска турбинфабрикс АВ Люнгстром) начала разработку авиационных газотурбинных двигателей сразу же после окончания второй мировой войны. Первым турбореактивным двигателем, построенным этой фирмой, явился «Скутен», стендовые испытания которого были начаты в 1948 г. Двигатель имел восьмиступенчатый осезой компрессор и одноступенчатую турбину. На стенде двигатель развивал тягу 1450 кг. Летные испытания двигателя не проводились.

Двигатель «Доверн» был спроектирован фирмой STAL совместно с фирмой «Свенска флюгмотор». Этот двигатель имел девятиступенчатый осевой компрессор и одноступенчатую турбину. В процессе испытаний он проработал более 4000 часов, в том числе более 300 часов на самолете — летающей лаборатории «Ланкастер».