Реактивные самолеты мира

ГЛОСТЕР G.41 «МЕТЕОР» (Gloster G.41 «Meteor»)

МАРТ 1043 г.


Серийный истребитель «Метеор» F.1Серийный истребитель «Метеор» F.1Перспективы применения реактивных двигателем оказались настолько многообещающими, что английское министерство авиации стало рассматривать возможность использования силовых установок нового типа на истребителях-перехватчиках еще задолго до начала испытаний первого английского реактивного самолета Глостер G.40 (Е. 28/39). В начале 1940 г. фирма «Глостер» получила заказ на проектирование одноместного истребителя-перехватчика. Этот истребитель, получивший обозначение G.41, имел обычную схему двухмоторного самолета. Применение двух турбореактивных двигателей было обусловлено отсутствием двигателя, имеющего достаточную тягу для обеспечения требуемых летных характеристик.

В начале 1941 г. фирме «Глостер» был сдан заказ на постройку двенадцати опытных образцов самолета, на которых предполагалось установить различные типы турбореактивных двигателей, находящихся в то время в стадии разработки. Из двенадцати заказанных самолетов было построено только восемь. На одном из этих самолетов, имевших турбореактивные двигатели Де Хэвилленд H.1 «Гоблин» с тягой 680 кг каждый, 5 марта 1943 г. был совершен первый полет. В сентябре 1941 г. было заказано 20 истребителей G.41A. Первоначально самолет G.41A получил наименование «Тандерболт», однако вследствие присвоения этого наименования американскому истребителю P-47 оно было заменено на «Метеор». На самолете «Метеор» F.1 были установлены два турбореактивных двигателя Роллс-Ройс «Уэллэнд» с тягой 755 кг каждый, с которыми была достигнута скорость 615 км/час у земли и 655 км/час на высоте 9000 м. На одном из самолетов «Метеор» F.1 была применена система дожигания которая позволила увеличить максимальную скорость до 735 км/час на высоте 300 м. Скороподъемность самолета у земли составляла 10.9 м/сек, взлетный вес 5350 кг и вес пустого самолета – 3700 кг. Серийное производство второго образца самолета G.41 Метеор» F.2 с турбореактивными двигателями Де Xэвиленд «Гоблин» не осуществлялось, а было начато производство самолета G.41C Метеор» F.3. На первых 15 самолетах этой серии были установлены двигатели «Уэллэнд», однако на последующих самолетах (G.41D) устанавливались турбореактивные двигатели Роллс-Ройс «Дервент» 1 с тягой 900 кг каждый. Максимальная скорость этого самолета была увеличена до 760 км час на высоте 9000 м, а скороподъемность у земли до 20,3 м/сек: Дальность полета самолета составляла 2140 км при полете на высоте 9000 м и крейсерской скорости 560 км/час. Всего было построено более 200 самолетов «Метеор» F.3.

«Метеор» F.3«Метеор» F.3Успешная разработка новых двигателей «Дервент» позволила установить на самолете G.41F «Метеор» F.4 турбореактивные двигатели «Дервент» 5 с тягой 1590 кг. Увеличение тяги двигателей значительно улучшило летные характеристики самолета. «Метеор» F.4 имел максимальную скорость 935 км/час у земли и скороподъемность у земли 37 м/сек. Самолет G.41H «Метеор» PR.5 являлся фоторазведывательным вариантом самолета «Метеор» F.4, на котором вместо четырех 20-мм пушек Испано Мк.З, расположенных в носовой части фюзеляжа, были установлены аэрофотоаппараты для плановой и перспективной аэрофотосъемки. Проектировался также самолет G.41J «Метеор» Мк.6 со стреловидным крылом, однако этот проект дальше чертежной доски не пошел.

Самолет G.43 «Метеор» Т.7 являлся двухместным учебно-треннровочным вариантом самолета «Метеор» F.4 и отличался от последнего только конструкцией передней части фюзеляжа. В конструкцию самолета G.41K «Метеор» F.8, совершившего первый полет в октябре 1948 г., были внесены существенные изменения: установлены турбореактивные двигатели Роллс-Ройс «Дервент» 8R.D.7 с тягой 1630 кг каждый, хвостовое оперение заменено с. расчетом на большие скорости полета, переконструирована кабина летчика, установлен дополнительный топливный бак емкостью 430 л, длина фюзеляжа увеличена на 0,76 м. В 1952 г. диаметр воздухозаборников для двигателей «Дервент» был увеличен на 114 мм, что позволило увеличить тягу каждого двигателя на 90 кг при полете со скоростью 160 км, час. С новыми воздухозаборниками самолет «Метеор» F.8 имел при взлетном весе 7150 кг максимальную скорость 950 км/час у земли и 920 км/час на высоте 6000 м. Скороподъемность у земли составляла 39 м/сек. Дальность полета самолета была равна 900 км на высоте 6000 м и 1230 км на высоте 12 000 м.

Самолет G.41L «Метеор» F.R.9 являлся истребителем-разведчиком, снабженным аэрофотоаппаратом F.24, установленным в носовой части фюзеляжа, а самолет G.41M «Метеор» P.R. 10 — высотным разведчиком, имевшим носовую часть фюзеляжа и кабину летчика самолета F.R.9, крыло самолета F.3 и хвостовое оперение самолета F.4.

Ночной истребитель «Метеор» NF.14Ночной истребитель «Метеор» NF.14В 1949 г. фирма «Армстронг-Уитворт» получила заказ на разработку двухместного ночного истребителя. Первый серийный образец истребителя, получивший обозначение «Метеор» N.F.11, имел конструктивно измененную носовую часть фюзеляжа, в которой была размещена антенна радиолокатора А.1. Стрелково-пушечное вооружение самолета, состоящее из четырех 20-мм пушек, было размещено в консолях крыла. «Метеор» N.F.11 совершил первый полет 21 мая 1950 г. Была достигнута максимальная скорость 930 км/час на высоте 2980 м. Максимальная скороподъемность самолета у земли равнялась 28,2 м/сек, а максимальная дальность на высоте 9000 м — 1470 км; его взлетный вес составляет 9000 кг и вес пустого — 6300 кг. «Метеор» N.F. 12 имел усовершенствованный радиолокатор, помещенный в удлиненной носовой части фюзеляжа. «Метеор» N.F.13 является вариантом самолета «Метеор» N.F.11, приспособленным для эксплуатации в тропических условиях. Последний серийный образец самолета «Метеор» N.F.14 аналогичен самолету N.F.12, от которого отличается только формой фонаря кабины, улучшающей обзор. Длина самолета «Метеор» N.F.14 составляет 15,2 м (N.F.11—14,7 м), размах крыла— 13,0 м, высота самолета — 4,21 м и площадь крыла — 34,4 м2.