Реактивные самолеты мира

МиГ-15 «ФОЛКЭН»

ИЮЛЬ 1947 г.


Проекции МиГ-15Проекции МиГ-15Одноместный истребитель-перехватчик МиГ-15 замечателен в том отношении, что является первым серийным боевым реактивным самолетом со стреловидным крылом. Истребитель МиГ-15 является современником американского истребителя F-86 «Сэйбр», и сравнение этих истребителей представляет известный интерес. Своей конструкцией истребитель МиГ-15 много обязан немецким исследованиям аэродинамики стреловидных крыльев, проведенным во время второй мировой войны. В конструкции самолета заметно сильное немецкое влияние. Самолет МиГ-15 сконструирован А. И. Микояном и М. А. Гуревичем. Первоначально на самолете предполагалось установить турбореактивный двигатель с осевым компрессором, имеющий тягу 2000 кг. Возможно, он был создан на базе немецкого двигателя Юнкерс-Юмо 004H. Но с получением из Англии в начале 1947 г. нескольких двигателей Роллс-Ройс «Нин» с тягой 2200 кг в конструкцию опытного самолетаМиГ-15 были внесены существенные изменения с целью установки на нем двигателя «Нин» с центробежным компрессором. Первый полет самолета МиГ-15 с двигателем «Нин» состоялся 2 июля 1947 г.

Как истребитель МиГ-15, так и двигатель «Нин» были пущены в серийное производство. Поставки самолетов МиГ-15 были начаты в 1948 г. Серийный образец самолета отличался от опытного образца рядом конструктивных изменений, в частности горизонтальное оперение с вершины киля было опущено несколько ниже и уменьшена длина хвостовой части фюзеляжа с целью укорочения выхлопной трубы и уменьшения потерь в тяге двигателя. На первом серийном образце самолета был установлен двигатель ВК-1 с тягой 2270 кг, в основном подобный двигателю Роллс-Ройс «Нин». Однако с 1950 г. на самолет стали устанавливать двигатель BK-2, являющийся дальнейшим развитием двигателя ВК-1 и развивающий тягу 2700 кг, которая при впрыске воды может быть кратковременно увеличена до 3050 кг. На последующих образцах устанавливалось также более мощное вооружение, состоявшее из одной 37-мм пушки Н и двух 23-мм пушек НС, помещенных спереди в нижней части фюзеляжа.

Серийный истребитель МиГ-15Серийный истребитель МиГ-15Самолет МиГ-15 имел сравнительно короткий фюзеляж круглого сечения обычной конструкции типа полумонокок. Воздухозаборник круглого сечения расположен в носу фюзеляжа. Воздухопровод, подводящий воздух к двигателю, раздваивается, огибая кабину летчика. Выхлоп отработаиных газов осуществляется через короткую выхлопную трубу в хвостовой части фюзеляжа. Кабина летчика герметическая и снабжена катапультируемым сидением. Пушечное вооружение установлено на специальном лафете и может опускаться из фюзеляжа вниз на тросах с целью облегчения технического обслуживания и перезарядки. Среднерасположенное крыло самолета имеет относительную толщину 8% и стреловидность по передней кромке 42°. На задней кромке крыла расположены элероны и щелепые закрылки. На первых серийных самолетах на концах крыла были установлены щелевые предкрылки, которые позднее были заменены четырьмя аэродинамическими гребнями на верхней поверхности крыла с целью предохранения от срыва потока на концах крыла. Трехколесное шасси самолета с носовым колесом имеет широкую колею основных колес, убирающихся в крыло.

Основной запас топлива во внутренних топливных баках, составляющий около 1250 л, обеспечивает самолету продолжительность полета около 1 часа 10 мин. на высоте 9800 м. Максимальная скорость полета 1090 км/час, скороподъемность у земли 53 м/сек, практический потолок 15 500 минимальная скорость с убранными закрылками и шасси 208 км/час, минимальная скорость с выпущенными закрылками и шасси 190 км/час. Продолжительность полета самолета может быть увеличена до 2 час. за счет подвески под крылом двух сбрасываемых топливных баков емкостью 600 л каждый. Размеры самолета: длина 111 м, высота 3,4 м, размах крыла 10,1 м, площадь крыла 17,3 м2. Вес пустого самолета равен 3780 кг, нормальный взлетный вес — 5150 кг и максимальныивзлетный вес —6500 кг.

Истребители МиГ-17Истребители МиГ-17Существует несколько вариантов МиГ-15, включая учебно-тренировочный самолет, имеющий обозначение У-МиГ-15. Второе сиденье на самолете У-МиГ-15 для инструктора расположено сзади обычного сиденья летчика. Оба сиденья прикрываются одним общим фонарем кабины.

Установка второго сиденья обусловила необходимость уменьшения емкости внутренних топливных баков, и самолет У-МиГ-15 обычно совершал полеты с подвесными топливными баками. Размеры самолета соответствуют размерам одноместного истребителя МиГ-15, а его летные данные аналогичны летным данным истребителя МиГ-15 с двигателем ВК-1.Так же существовол всепогодный вариант истребителя МиГ-15. В целях увеличения запаса горючего фюзеляж этого самолета значительно удлинен, длина консолей крыла также увеличена, концы крыла закруглены и в носу фюзеляжа над воздухозаборником установлена антенна радиолокатора с обтекателем. Дальнейшим развитием истребителя МиГ-15 является истребитель МиГ-17, находящийся в эксплуатации в истребительных частях ВВС. МиГ-17 имеет увеличенную на 6° по передней кромке стреловидность крыла, меньшую относительную толщину крыла и несколько измененное хвостовое оперение. По системе кодовых наименований, принятых в США и странах НАТО, самолет МиГ-15 получил наименование «Фолкэн» (сокол), а самолет МиГ-17 — «Фреско» (фреска).